Ваша корзина пуста

Загадочные самолетики

Огромное количество посетителей рассматривает золотые крылатые фигурки которые экспонируются в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Эта коллекция фигурок не раз выставлялась на передвижных выставках «Сокровища Колумбии», которые проводились во многих странах мира. Не смотря на огромный интерес к этим фигуркам только в 1969 году американский ювелир Эмануэль Стауб, рассматривая копию одной из крылатых фигурок, которая у него находится, заметил ее поразительное сходство с современным самолетом. Ювелир переслал эту фигурку своему товарищу, который является известным зоологом, Айвену Сандерсону, руководителю Общества по изучению необъяснимого. Ученый сразу понял, что фигурка, названная в выставочном каталоге «зооморфной», на самом деле не имеет прототипов среди животных. В то же время ряд экспертов связанных с авиацией, с которыми проводил консультации Сандерсон, пришли к заключению что крылатая фигурка не что иное как модель летательного аппарата. А самое поразительное то, что возраст этой фигурки более 1000 лет.

Статья Сандерсона о древней авиамодели, которая была опубликована журналом «Агроси» в 1969 году, произвела фурор – и побудила к широкомасштабным поискам подобных фигурок в музеях и частных коллекциях. На данный момент известно о более чем 30 «золотых самолетах». Как правило эти фигурки находили в захоронениях индейских вождей. Есть предположения что эти фигурки использовались в качестве амулетов или нагрудных украшений. Так как в захоронениях находились органические остатки, поддающиеся радиоуглеродному анализу, это позволило достаточно точно установить время изготовления крылатых украшений – около 500 года нашей эры.

Эти шедевры вышли из под рук мастеров индейской культуры толима, которые жили на территории сегодняшней Колумбии, в среднем течении реки Магдалена. Их творения можно встретить далеко за пределами вышеописанного региона. К примеру в музее Берлина храниться «самолетик» который был найден на территории Коста-Рики. Также есть сведения о том, что подобные золотые изделия были найдены в Венесуэле и Перу.

Однако не все фигурки имеют такое внешнее сходство с самолетом, как та, которую исследовал Сандерс. Более того, создатели фигурок явно изображали некое живое существо, о чем свидетельствует наличие глаз и пасти. В связи с этим специалисты по древним культурам Америки классифицируют эти фигурки как нечто биологическое. Крылатые амулеты, как правило, связывают с «культом насекомых». Подобный экспонат из Чикагского музея естественной истории подписан как «летучая рыба», а его собрат из Нью-Йоркского музея примитивного искусства выставлен на обозрение публики как « крылатый крокодил». Несмотря на все эти различия в форме, подавляющее большинство золотых фигурок имеют принципиальную форму современного самолета, для которой нет точного соответствия в природе. При рассмотрении фигурки легко узнать кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль… Все споры вокруг колумбийских «самолетиков» оставались умозрительными, пока к исследованиям не приступили Алгунд Энбом и Петер Белтинг из немецкого городка Лер. Этих людей, абсолютно разных по профессии, - медик и офицер- объединила любовь к авиации. Ко всему прочему Белтинг уже давно увлекался авиамоделированием. После некоторых совместных изысканий энтузиасты решили построить увеличенные копии крылатых фигурок и испытать их в полете.

Для копирования были выбраны две фигурки, наиболее похожие на самолет - та, которая прославилась благодаря публикациям Сандерсона, и золотой амулет, хранящийся в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Созданные модели превосходили по величине оригинал в 16 раз, но сохранили все пропорции и особенности формы. Для пущей правдоподобности копии покрыли золотисто краской. Так как не известно какой двигатель мог быть установлен на колумбийских «самолетиках» было принято решение на одну модель установить двигатель с пропеллером, а на другую реактивный двигатель.

Результаты испытаний превзошли все самые смелые ожидания. Радиоуправляемые модели были выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа такие как мертвая петля и бочка! Они уверенно держали маневр и заходили на посадку при быстром ветре. Результаты испытаний также показали, что у моделей нет никаких аэродинамических недостатков. Даже при отключении двигателя они отлично планировали.

Испытания, начатые в 1996 году, повторялись многократно. И вот в апреле 1998 года были проведены демонстрационные полеты для участников ежегодного съезда Немецкого общества авиации и космонавтики. Первоклассные ученые, авиаконструкторы и профессиональные пилоты пришли к единому мнению – эти летательные аппараты совершенны по своей конструкции. В природе нет и не могло быть ничего подобного.

6347 – это номер экспоната из 22 комнаты Египетского музея в Каире. У этого экспоната много общего с судьбой колумбийских крылатых фигурок. Данный предмет в 1898 году был найден археологами недалеко от Саккары в захоронении, датируемом III веком до нашей эры. Экспонат был помещен в ящик под надписью «Деревянные фигурки птиц», где и пролежал ожидая своего часа. Потом его выставили на всеобщее обозрение в одно из экспозиций музея. Пол столетия по этой фигурке скользили равнодушные взгляды посетителей вплоть до 1969 года. Переломным моментом в судьбе древнеегипетской «птицы» стало посещение музея доктором Халилу Мессихе, который имел археологическое образование и серьезно увлекался изучением египетских древностей. Именно он заметил очевидное – деревянная «птица» вовсе и не птица, а имеет поразительное сходство с самолетом или планером.

Предмет №6347 изготовлен из твердой породы дерева сикомораи и имеет массу около 40 грамм. Длина – 14,2 см., размах крыльев – 18,3 см. Нос фигурки похож на клюв с одной стороны нарисован глаз – на другой стороне глаза нет (возможно стерся от времени). Помимо всего прочего фигурка не обладает никакими признаками пернатых. Хвост, как и у колумбийских фигурок,представляет собой киль. Крылья и корпус имеют явную аэродинамическую форму. Специалисты в сфере авиамоделирования сделали заключение, что это изделии очень похоже на планер, но есть один существенный недостаток – отсутствует горизонтальное оперение, стабилизаторы без которых планер неустойчив в полете. Это понимал и Халил Мессиха. По его словам проблема заключалась в том, что « Часть хвоста отломана. По-видимому, на нем крепились в горизонтальном положении рули высоты». Опираясь на это предположение была изготовлена копия экспоната №6347 в которую был добавлен стабилизатор. После этих доработок модель была испытана в полете. Она замечательно планировала и, благодари двигателю с пропеллером, могла развивать скорость до 95 км./час. и была в состоянии нести груз.

Вскоре после сенсационного открытия в 1971 году была создана специальная комиссия из известных египетских археологов и авиационных экспертов основной задачей которой являлось изучение предмета №6347 и поиск аналогичных фигурок в запасниках Египетского музея. Работа комиссии увенчалась успехом – аналоги были найдены! 12 апреля 1972 года состоялось открытие выставки древнеегипетских «моделей самолетов», которая насчитывала уже 14 экземпляров.

Менеджер интернет-магазина Максим

Максим

Ваш менеджер интернет-магазина :)